ИИ-диагностика: новый способ продлить жизнь батареям электромобилей



Шведские ученые из Уппсальского университета разработали модель на основе искусственного интеллекта, которая с высокой точностью предсказывает процессы старения и деградации аккумуляторов электромобилей. Это открытие может значительно продлить срок службы батарей, повысить их безопасность и ускорить глобальный переход на электротранспорт, темпы которого сейчас замедляются из-за быстрого износа ключевого компонента.

Аккумуляторы являются, как правило, первым элементом электромобиля, который выходит из строя. Это не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но и сдерживает трансформацию транспортного сектора. Со временем литий-ионные батареи, наиболее распространенный тип в электрокарах, постепенно теряют способность удерживать полный заряд. В среднем аккумулятор может терять около 2–3% своей емкости в год, и после 8–10 лет эксплуатации его остаточная емкость может составлять всего 70–80%, что заметно сокращает запас хода.

Новая модель, созданная в сотрудничестве с Ольборгским университетом в Дании, способна повысить точность прогнозов состояния батареи на 70%. В отличие от существующих систем, она не рассматривает аккумулятор как «черный ящик». Исследователи собрали огромную базу данных, состоящую из множества очень коротких сегментов зарядки, и объединили ее с подробной моделью всех химических процессов, происходящих внутри батареи.

«Понимание того, что происходит внутри аккумуляторов, имеет решающее значение, — объясняет профессор Даниэль Бранделль, руководитель исследования. — Если мы перестанем смотреть на них как на черные ящики, которые просто должны давать энергию, и вместо этого получим детальную картину процессов, мы сможем управлять ими так, чтобы они дольше оставались в хорошем состоянии».

Такой детальный подход позволяет не только предсказывать старение, но и выявлять потенциальные проблемы безопасности, связанные с конструктивными недостатками и побочными химическими реакциями. Важным преимуществом является то, что модель ИИ использует данные лишь коротких сегментов зарядки, а не полные циклы. «Данные об аккумуляторах электромобилей очень чувствительны как для промышленности, так и с точки зрения анонимности пользователей, — заключает Бранделль. — Наше исследование показывает, как многого можно достичь, не имея полных наборов данных».

Иллюзия интеллекта: как компании обманывают, прикрываясь модным словом ИИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *