Создание реалистичной цифровой копии физического пространства больше не требует специализированного оборудования или трудоемкого ручного моделирования. Новая система под названием DRAWER, разработанная исследователями из Корнелльского университета, способна строить интерактивные 3D-миры на основе всего лишь короткого видео, снятого на обычный смартфон. Теперь простой ролик из вашей кухни или офиса превращается в высокоточную симуляцию, где можно открывать ящики, распахивать шкафы и перемещать предметы — инновация, открывающая новые горизонты для игр, робототехники и цифрового дизайна.
Процесс начинается с простого действия — записи видео. «На входе у нас обычное видео, которое вы можете снять на кухне. Вам не нужно взаимодействовать с какими-либо дверцами шкафов или с объектами», — объяснил Хунчи Ся, один из авторов исследования. Вместо того чтобы полагаться на специальные датчики, DRAWER анализирует визуальные данные, чтобы воссоздать не только внешний вид, но и функциональность сцены. Искусственный интеллект определяет формы, текстуры и размеры всех видимых объектов, создавая 3D-модель, которая не просто выглядит, а ведет себя как настоящая. Это позволяет пользователям виртуально открывать шкафы или выдвигать ящики — действия, которые предыдущие методы реконструкции не могли обеспечить.
В основе этого прорыва лежат два ключевых компонента. Первый — модуль реконструкции, который создает цифровую версию комнаты с мельчайшими геометрическими деталями. Второй — модуль артикуляции, который определяет, какие части окружения являются подвижными, и выясняет, как именно они должны двигаться. Например, система понимает, что дверца холодильника должна распахиваться, а ящик стола — выдвигаться. Даже скрытые части пространства, такие как внутренности закрытого шкафа, генерируются с помощью обученных моделей ИИ. Такой уровень понимания сцены позволяет симуляции не просто выглядеть, а ощущаться реальной.
Хотя последствия для игровой индустрии очевидны — более простое и быстрое создание реалистичных и интерактивных миров, — ценность DRAWER этим не ограничивается. Система открывает огромный потенциал для робототехники. Используя метод «из реальности в симуляцию и обратно в реальность», команда проекта обучила роботизированную руку полностью в цифровой кухне. Научившись раскладывать предметы по виртуальным ящикам, робот смог точно выполнить те же действия в реальном мире. Поскольку симуляция практически идентична настоящей сцене, знания переносятся плавно и без ошибок.
Такой подход имеет колоссальное значение для снижения затрат и повышения безопасности. Обучение роботов непосредственно в физических условиях может быть дорогостоящим и рискованным, особенно когда ошибки могут привести к поломке оборудования или самого робота. Обучение в симуляции снижает оба этих фактора, делая автоматизацию более доступной. В будущем можно представить сценарий: вы заказываете робота-помощника, снимаете свой дом на видео и загружаете его. Компания сможет смоделировать ваше жилище и предварительно обучить робота ориентироваться в нем еще до того, как он прибудет к вашему порогу.
На данный момент DRAWER работает с твердыми объектами, которые не меняют форму. В планах исследователей — расширить возможности системы, включив в нее мягкие или деформируемые предметы, такие как ткань, а также динамические поверхности, например, зеркала и окна. Конечная цель — масштабировать технологию с отдельных комнат до целых зданий и даже открытых пространств. «Наша главная цель — попытаться создать цифрового двойника всего в мире», — заявляют разработчики. Это может звучать как научная фантастика, но с появлением DRAWER человечество сделало к этому важный шаг, стирая грань между физической и виртуальной реальностью.