За ширмой домашних заданий: тайная дружба подростков с ИИ



Пока мир образования и родители обеспокоены использованием искусственного интеллекта для списывания, за кулисами разворачивается другая, куда более личная драма. Технологические гиганты все активнее позиционируют генеративные чат-боты не просто как помощников, а как цифровых компаньонов. Для некоторых молодых людей это может стать способом заполнить пустоту или получить совет в деликатной ситуации, однако потенциальные риски такого общения нельзя игнорировать.

Внимание общественности и педагогов сегодня приковано к очевидным угрозам: плагиату и снижению у учащихся способности мыслить самостоятельно. Однако эта ситуация до боли напоминает недавнее прошлое. Вспомните, как подростки уверяли взрослых, что социальные сети нужны им «просто для связи с друзьями», в то время как за экранами разворачивались сложные социальные иерархии, кибербуллинг и эксперименты с идентичностью. История цифровых технологий полна примеров, когда объяснения для взрослых скрывали куда более сложную и неоднозначную реальность.

Дружба с ИИ выводит эту проблему на совершенно новый уровень. В отличие от социальных сетей, здесь нет видимых постов, списка друзей или публичного следа, который могли бы обнаружить обеспокоенные взрослые. Когда ученик утверждает, что использует чат-бота исключительно для помощи с домашним заданием, проверить это практически невозможно. Его слова могут быть правдой, но лишь верхушкой айсберга, скрывающей глубокие эмоциональные отношения, которые развиваются за закрытыми цифровыми дверями.

Дружелюбный тон, псевдоэмпатия и способность ИИ «слушать» создают беспрецедентные риски зависимости и социальной изоляции. Отношения с ИИ существуют в психологическом вакууме, предлагая постоянное одобрение без трудностей и конфликтов, свойственных реальному общению, которое и формирует важнейшие социальные навыки. Подростки, испытывающие проблемы в коллективе, могут найти в всегда доступном и никогда не осуждающем собеседнике непреодолимое утешение, постепенно отказываясь от более сложных, но необходимых человеческих связей.

Кроме того, ИИ-компаньоны лишены человеческого суждения. Если подросток может постесняться обсуждать с друзьями или взрослыми определенные темы из-за страха насмешек или последствий, то алгоритм отреагирует с неизменной вовлеченностью на любой запрос. Эта зона, свободная от оценок, становится особенно привлекательной для исследования своей идентичности, эмоциональных проблем или спорных идей. Сочетание полной конфиденциальности с безусловным принятием создает уникальную и соблазнительную среду с огромным потенциалом психологического влияния.

Проблема дружбы с ИИ не вписывается в школьные правила поведения или уроки цифровой грамотности. Но и родителям, и педагогам необходимо осознавать: важно создавать безопасное пространство, где молодые люди могли бы открыто говорить о том, как и для чего они используют нейросети. Если самые честные и важные разговоры в жизни подростка происходят с чат-ботом, значит, мы, взрослые, упускаем что-то главное — возможно, потому что слишком заняты или просто задаем не те вопросы.

ИИ-прорыв: новый алгоритм находит мельчайшие метастазы в мозге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *