Ключевой девиз стартапов – «быстро потерпеть неудачу и двигаться дальше». Хотя стартапы используют этот подход для разработки и развития инноваций, он нечасто встречается в культуре крупных корпораций. Крупные корпорации иногда могут с завистью смотреть на культуру стартапов – свобода ломать вещи, экспериментировать, мотивироваться страстью и идеализмом, а не требованиями заинтересованных сторон, может быть воодушевляющей и очень полезной.
Однако 30% стартапов терпят неудачу в течение двух лет, а 70% – в течение пяти, в основном из-за нехватки финансов и опыта в выводе продуктов на рынок в больших масштабах. Более крупные компании обладают значительными бюджетами, опытом и знаниями, которым завидуют многие стартапы; однако с этим приходит и ответственность – перед сотрудниками, акционерами, поставщиками и клиентами. По мере роста компании могут становиться более невосприимчивыми к риску, что, в свою очередь, может подавлять инновации.
Как же тогда достичь лучшего из обоих миров? Модель сотрудничества предлагает значительный потенциал, когда более крупные организации, такие как ABB, используют свои глобальные ресурсы и охват рынка, чтобы помочь ускорить и масштабировать многообещающие стартапы и их идеи. Это помогает разделить бремя риска, а также в идеале быстрее выводить инновационные продукты на рынок. Однако такой подход не лишен собственных проблем. Конфликтующие культуры, несовпадение стимулов, отсутствие фокуса, сложные организационные структуры и «театр инноваций» – вот лишь некоторые из препятствий, с которыми можно столкнуться.
ABB Electrification впервые запустила свою программу венчурного сотрудничества в 2020 году, сотрудничая с SynerLeap, стартап-акселератором ABB, и Microsoft, чтобы попросить стартапы со всего мира представить свои лучшие технологические решения для ключевых энергетических проблем. Победители получают совместный проект с ABB стоимостью 30 000 долларов США для разработки минимально жизнеспособного продукта (MVP) и возможность запустить общее решение для клиентов ABB. Они также получают право на наставничество от консультантов по стартапам Microsoft и Synerleap, а также бесплатное шестимесячное членство в SynerLeap.
С момента начала ежегодных конкурсов было поставлено более 20 MVP. ABB продолжает сотрудничать с несколькими победителями и финалистами предыдущих лет, помогая им заключать коммерческие контракты. Среди них шведская фирма технической поддержки Mavenoid, британский климатический технологический стартап Tallarna, платформа для инноваций на периферии Pratexo и австрийский стартап дополненной реальности View AR.
За последние пять лет проведения конкурсов стартапов в ABB многое узнали о том, как лучше всего подходить к открытым инновациям и сотрудничеству. Для успешной реализации программы требуется изменение мышления, особенно со стороны корпоративного партнера. Подход ABB отличается от других тем, что в компании не стремятся сразу же получить отдачу от инвестиций. Хотя ABB инвестировала в некоторые стартапы в рамках программы, это, как правило, происходило органично с течением времени, по мере углубления партнерских отношений. Сотрудничество следует рассматривать как настоящее, взаимовыгодное партнерство с согласованными стимулами.
При венчурном сотрудничестве необходимо быть готовым инвестировать ресурсы в совместное создание MVP со стартапом. Разработка жизнеспособного продукта требует времени, но и вывод его на рынок тоже. Объединение опыта и знаний с обеих сторон может помочь предвидеть и решить проблемы раньше и обеспечить закладку основ успеха с самого начала.
Также важно учитывать, что ни одна компания не имеет ответов на все вопросы, особенно когда речь идет о такой масштабной и сложной проблеме, как энергетический переход. Хотя стартапы и ABB учатся друг у друга, в компании применили стартап-подход для решения ряда проблем клиентов.
Модель, при которой MVP могут быстрее выходить на рынок, помогает получать надежную обратную связь в реальных условиях. Стартап не смог бы сделать это в одиночку. Обратная связь может быть использована для быстрого внесения улучшений в продукт или услугу. Надзор, предлагаемый в рамках совместного подхода, также может обеспечить столь необходимую ясность и избежать ситуаций, когда чрезмерное время и усилия инвестируются в проекты, которые просто не работают.
«Быстро потерпеть неудачу и двигаться дальше» по-прежнему актуально в этой экосистеме. Быстрая неудача – один из лучших способов учиться и совершенствоваться. Не каждое сотрудничество или доказательство концепции будет успешным, и всегда лучше узнать об этом раньше, чем позже. Устранение барьеров на пути к реализации и предоставление стартапам свободы экспериментировать может помочь предоставить новые и неожиданные идеи и решения.
Наличие конкретных ключевых показателей эффективности (KPI) и ясности в отношении результатов поможет командам оставаться сосредоточенными. При работе со стартапами можно легко увлечься идеализмом и быть слишком оптимистичным в отношении того, насколько легко будет решать проблемы в будущем. Вера в свой продукт необходима, но также важен и прагматизм, заключающийся в том, что не каждая блестящая концепция будет успешной. Установление KPI и четких результатов может помочь заинтересованным сторонам сосредоточиться на общих целях, способствуя инновациям и не допуская их превращения в хаос.
Сочетание гибкости стартапа с масштабом и глобальным коммерческим охватом ABB оказалось успешной моделью. Обе стороны внедряют инновации быстрее, ускоряя прогресс в направлении декарбонизированного общества. Эти партнерства заставляют быть более ориентированными на клиента, лучше понимать болевые точки и проблемы клиентов, чтобы разрабатывать инновационные решения и получать лучшие результаты.
В результате венчурной программы в ABB произошел заметный культурный сдвиг. Был выявлен ряд очень многообещающих стартапов и создан конвейер инновационных партнеров. Также были сделаны инвестиции, и ведётся совместная работа по выводу на рынок некоторых замечательных инноваций. На фоне климатического кризиса успех модели венчурного сотрудничества ABB является доказательством того, что такие партнерства могут принести огромную пользу клиентам, быстро и в больших масштабах выводя на рынок столь необходимые инновационные решения.