Поклонники австралийской психоделик-рок-группы King Gizzard and the Lizard Wizard столкнулись с неприятным сюрпризом: вся дискография коллектива бесследно исчезла со стриминговой платформы Spotify. Это не технический сбой, а осознанный акт протеста, о котором музыканты заявили в своих социальных сетях.
В своем Instagram группа анонсировала новый сборник демо-записей с лаконичной и прямой подписью под песню Боба Дилана «Masters of War»: «Новый сборник демок вышел везде, кроме Spotify (к черту Spotify). Можете пиратить, если хотите». Таким образом, группа ясно дала понять, что это был намеренный шаг, предпринятый всего за несколько дней до начала их американского турне.
Позже музыканты подтвердили, что причиной бойкота стали инвестиции генерального директора Spotify Даниэля Эка в оборонные технологии. Как сообщало Financial Times, его инвестиционная фирма Prima Materia активно вкладывает средства в немецкую оборонно-технологическую компанию Helsing, которая специализируется на разработке программного обеспечения с использованием искусственного интеллекта для военных нужд.
Деятельность Helsing охватывает создание ИИ для боевых самолетов, беспилотников и даже подводных лодок. По данным FT, компания уже поставила «тысячи ударных дронов» в Украину. Сам Даниэль Эк не скрывает своих амбиций, заявляя, что «именно ИИ, массовость и автономия сейчас определяют новое поле боя». Его фирма недавно возглавила инвестиционный раунд, в результате которого оценка Helsing достигла 14 миллиардов долларов.
King Gizzard — не единственные, кто выразил протест. Они присоединились к растущему списку артистов, покинувших платформу по этическим соображениям. Ранее инди-рок-группа Deerhoof заявила: «Мы не хотим, чтобы наша музыка убивала людей. Мы не хотим, чтобы наш успех был связан с боевыми ИИ-технологиями». Экспериментальный коллектив Xiu Xiu был еще более резок, назвав платформу «мусорной дырой и порталом в жестокий Армагеддон».
Этот конфликт выводит на поверхность более широкую дискуссию об этике искусственного интеллекта. Вместо обещанных прорывов в медицине и решении глобальных проблем, самые заметные применения ИИ сегодня часто сводятся к созданию сомнительного цифрового искусства и, как в данном случае, к повышению эффективности ведения войны. При этом за кулисами остаются колоссальные экологические издержки: огромные дата-центры, необходимые для работы ИИ, потребляют гигантское количество водных ресурсов.
Реакция самого Даниэля Эка на возможную критику была сдержанной и уверенной. «Я уверен, что люди будут это критиковать, и это нормально, — сказал он в интервью Financial Times. — Лично я не беспокоюсь об этом. Я больше сосредоточен на том, чтобы делать то, что считаю правильным».
Для многих пользователей и артистов ситуация выглядит так, будто их ежемесячная подписка или роялти косвенно финансируют разработку военных технологий. Протест музыкантов — это призыв к действию, основанный на простом принципе: ударить по кошельку — единственному месту, где корпорации чувствуют боль. На фоне скандала артисты призывают поклонников поддерживать их напрямую, покупая музыку на таких платформах, как Bandcamp, или приобретая физические носители, например, виниловые пластинки.