Малый и средний бизнес активно осваивает передовые технологии, хотя обычно внимание приковано к испытаниям и возможностям, с которыми сталкиваются крупные предприятия. Такой интерес вполне закономерен, ведь малые и средние компании (МСБ) испытывают трудности в управлении персоналом, начиная от соблюдения нормативных требований и заканчивая вовлеченностью сотрудников и расчетом заработной платы. Примечательно, что половина малых предприятий, уже использующих искусственный интеллект, заявляет, что эта технология является критически важным компонентом их подхода к управлению человеческими ресурсами.
Согласно данным Paychex, 72% МСБ положительно относятся к ИИ, а 51% уже тратят на него от 1000 до 9999 долларов. Более половины этих компаний, 62%, планируют направить аналогичные суммы именно на ИИ-инструменты для HR. МСБ стремятся использовать преимущества ИИ, особенно для рутинных задач в сфере управления персоналом, таких как написание и размещение описаний вакансий, составление резюме или проведение первичного отбора кандидатов. Соискатели также спокойно воспринимают применение ИИ в процессе найма: по данным Capterra, 65% из них положительно относятся к работодателям, использующим ИИ в рекрутинге, при условии, что им не придется жертвовать слишком большим объемом человеческого общения. В целом, как выяснили в Paychex, более трети респондентов, 35%, считают, что ИИ помог улучшить их процесс подбора персонала, и почти столько же, 34%, связывают с ИИ повышение удовлетворенности сотрудников.
Поставщики технологий не остались в стороне. Workday предлагает пакет ИИ-инструментов для МСБ, так же как Salesforce и Microsoft. В отличие от крупных предприятий, которые могут позволить себе использовать ИИ в масштабных, иногда экспериментальных проектах, МСБ при внедрении решений фокусируются на конкретных улучшениях. Повышение эффективности и экономия времени являются ключевыми факторами для МСБ при внедрении ИИ, согласно данным Совета по малому бизнесу и предпринимательству в Вашингтоне. В то время как 79% стремятся автоматизировать повторяющуюся работу, 76% утверждают, что ИИ высвобождает время для концентрации на более важных проектах. Кроме того, эффективность влияет на финансовые результаты: около 71% МСБ заявляют, что ИИ помогает экономить на затратах на рабочую силу. Бомонт Вэнс, старший вице-президент Paychex по данным, аналитике и ИИ, отмечает, что ИИ является «особенно мощным уравнителем» для малых и средних предприятий в условиях растущей конкуренции.
Владельцы МСБ, в отличие от многих корпоративных пользователей, часто совмещают множество ролей. Они могут заниматься кадрами, одновременно руководя финансами, маркетингом, продажами и операционной деятельностью. Это делает простоту использования и эффективность критически важными факторами. У них также меньше средств для инвестиций, что означает важность как прямых, так и косвенных затрат. Тем не менее, МСБ не хватает ресурсов и опыта для внедрения и эксплуатации своих ИИ-решений, что более половины малых предприятий считают своей самой большой проблемой при внедрении ИИ-инструментов, согласно исследованию бостонской аналитической фирмы Databox.
Неудивительно поэтому, что многие небольшие компании используют ИИ через общедоступные, ориентированные на потребителя сервисы. Фактически, 98% МСБ сообщили Торговой палате США, что они используют другие инструменты, включающие ИИ. Например, 63% используют веб-браузеры с поддержкой ИИ, а 58% — почтовые клиенты со встроенным ИИ, такие как Google Gmail или Microsoft Outlook. Более трети, 36%, применяют инструменты для рекрутинга с ИИ, например, LinkedIn или Indeed. Тридцать четыре процента пользуются цифровыми ассистентами на базе ИИ, такими как Amazon Alexa, Apple Siri или Google Assistant. Несмотря на всю сложность технологии, внедрение ИИ-решений не сильно отличается от других бизнес-задач, с которыми сталкиваются МСБ. Таким образом, они могут осуществить переход, следуя традиционному пути к новым инициативам или продуктам, который начинается с планирования.
Первым шагом является четкое определение целей и понимание того, как и почему технология повышает ценность бизнеса. Все сводится к операционной деятельности и окупаемости инвестиций. При ограниченных бюджетах МСБ стремятся вкладывать деньги туда, где они принесут наибольшую отдачу, будь то предложение более оперативного обслуживания клиентов, оптимизация дистрибуции или проведение кампании по продажам и маркетингу.
Вместо расплывчатой цели «внедрить ИИ» владельцам бизнеса следует определить конкретные области, где новая технология может им помочь. Для одних компаний это может означать предоставление клиентам возможности самостоятельно отслеживать свои заказы, вместо того чтобы звонить менеджеру по продажам. Для других — использование технологии для отсева резюме и выявления наиболее перспективных кандидатов. Четкое понимание того, для чего именно нужен ИИ, помогает выбрать правильные приложения для инвестиций. Важно также не отвлекаться от главной цели и избегать «разрастания масштабов проекта», когда цели и потребности проекта постепенно расширяются.
После определения конкретного варианта использования необходимо составить план, как достичь поставленных целей. Это особенно важно, если, как и у большинства МСБ, нет доступа к техническим ресурсам и экспертным знаниям. План также поможет использовать уже имеющиеся решения. Например, необходимо продумать проблемы, связанные с подключением новых продуктов к существующим. Системы должны уметь обмениваться данными, синхронизироваться с другими пакетами и, в идеале, минимизировать переключение между программами, чтобы технологический стек не стал слишком запутанным. В рамках этого процесса следует провести аудит существующих технологий, чтобы знать, какими возможностями компания уже располагает. Это поможет избежать траты денег на решения, которые лишь дублируют, а не улучшают текущий набор инструментов.
Далее следует определить внутренние ресурсы, которые уже имеются как для внедрения новых ИИ-решений, так и для их использования после запуска. Например, люди, умеющие работать с электронными таблицами, могут освоить продукты, использующие ИИ, включая расширенные версии Google Sheets или аналитические пакеты, такие как Tableau. Внедрение технологии само по себе не является решением. Сотрудники должны уметь использовать новые продукты в своей работе. Поставщики технологий могут оказать некоторую помощь, но для получения базовых навыков работы с ИИ стоит обратить внимание на общедоступные ресурсы, такие как Coursera или Udacity.
Значительная часть привлекательности ИИ для МСБ заключается в его способности экономить время. Крис Биллмайер, старший вице-президент Salesforce, сообщил Торговой палате США, что люди тратят «непомерное количество времени» на выполнение «очень простых задач», таких как подготовка коммерческого предложения для клиента или квалификация потенциального клиента. Он считает, что теперь это «должно быть автоматизировано и выполняться за вас». По его словам, люди смогут уделять больше времени непосредственному управлению своим бизнесом, а не выполнению рутинных задач, которые мог бы взять на себя агент или какой-либо вспомогательный ИИ. Внедрение ИИ — или любой другой цифровой трансформации — это нечто большее, чем просто технология. Прежде чем изучать конкретные решения или способы интеграции передовых инструментов в операционную деятельность, МСБ должны тщательно продумать, что им необходимо для достижения своих целей и где их инвестиции принесут наибольшую отдачу.